для классных руководителей

Памятка классному руководителю
по выявлению и учету несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении.

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:
изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

Показатели неблагополучия семьи

1.      Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
родители или один из них посещает деструктивную секту;
родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение  деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.








Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего
Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие закон-ные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития (не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома
2.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Гипоопека
Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
3.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие закон-ные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Родители ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция,  и др.
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи, нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющееся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму
Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений); недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, стихийных потрясений
5.Несовершеннолетний, совершаю-щий антиобщественные действия (несовершеннолетний правонарушитель)
Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий, укрепление асоциальных связей, бродяжничество
Несовершеннолетний уклоняется от учебы, работы
Несовершеннолетний состоит на учете в ИДН
Несовершеннолетний член экстремистской группировки, деструктивной секты
6. Несовершеннолетний, оказавшийся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, развода
Проживание несовершеннолетнего в семье с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, чрезмерная занятость родителей, невыносимая нравственная атмосфера (кто-то в семье тяжело болеет, кто-то из родителей лишен родительских прав и др.), низкий уровень образования и профессиональной квалификации родителей
Социальная изоляция несовершеннолетнего, негативное влияние культурных или религиозных факторов
Несовершеннолетний, помещенный в детский социальный приют
Жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Жертва торговли людьми – несовершеннолетний, в отношении которого совершались деяния, влекущие ответственность по ст.181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо другие деяния, направленные на его использование с целью сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями Уголовного кодекса (статьи 171, 171-1, 182, 187).
Несовершеннолетний из семьи беженцев
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний, ведущий нездоровый образ жизни
«Уличный ребенок» – несовершеннолетний окончательно не потративший связь с семьей, но предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания




 Основные нормативные правовые документы
по раннему выявлению семейного неблагополучия

§  Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
§  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
§  Закон РБ «О правах ребенка»;
§  Кодекс Республики Беларусь РБ «Об образовании»;
§  Закон РБ от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
§  Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ от 17.11.2005 г. № 21-12/346 «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»;
§  Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
§  Декрет Президента РБ от 05.05.2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
§  Постановление Совета Министров РБ от 26.12.2006 г. № 1728 «Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите»;
§  Постановление Министерства образования РБ 14.07.2009 г. № 48 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства образования РБ 28.07.2004 г. № 47 «Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»;
§  Приказ Министерства образования РБ от 08.05.2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в государственной защите»;
§  Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2011 № 336 «Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»;
§  Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите от 22.12.2008 г. № 12-02-05/1645;
§  Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 11.11.2009 г.
§  Приказ отдела образования Бобруйского горисполкома № 377 от 10.09.2009 г. «О взаимодействии и распределении функций социально-педагогических и психологических служб общеобразовательных учреждений и социально-педагогических центров отделов образования администраций районов».



Алгоритм действий
по раннему выявлению и признанию несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном положении

§  Посещение по месту жительства семей учащихся класса классным руководителем с целью обследования условий жизни и воспитания (1 раз в полугодие: до 15 сентября и до 20 февраля).
§  Заполнение социально-педагогической характеристики класса с указанием категории семьи (до 20 сентября). Внесение изменений дополнений 1 раз в четверть.
§  При поступлении информации о неблагополучии в семье (см. памятку: показатели неблагополучия в семье) классным руководителем уточняются полученные сведения, проводятся мероприятия, направленные на устранение показателей неблагополучия. Информируется администрация школы, специалисты СППС.
§  При отсутствии положительных результатов делается запрос в СППС школы.

§  Если несовершеннолетний остался без попечения родителей, классные руководители ставят в известность администрацию школы незамедлительно!

§  При поступлении информации о неблагополучии в семье (см.памятку: критерии и показатели социально опасного положения в совокупности) специалистами СППС совместно с классным руководителем проводится комиссионное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
§  При получении информации о фактах насилия в семье специалистами СППС совместно с классным руководителем проводится социальное расследование (при необходимости).
§  При наличии критериев и показателей социально опасного положения вопрос о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
§  В течение недели информация о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, направляется в отдел образования и комиссию по делам несовершеннолетних для внесения в банк данных.
§  В течение недели специалистами СППС совместно с классным руководителем разрабатывается индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, в соответствии с которым работа с несовершеннолетним и его родителями проводится в установленные законодательством сроки.
§  Не позднее 3-х месяцев со дня признания учащегося находящимся в социально опасном положении проводится анализ (психолого-педагогический консилиум) с целью оценки эффективности выполнения индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. В случае необходимости вносятся коррективы в работу.
§  Продолжается реализация индивидуального плана помощи несовершеннолетнему с учетом внесенных корректив.
§  По истечении последующих 3-х месяцев специалистами СППС совместно с классным руководителем на заседании совета профилактики проводится анализ результативности работы и эффективности выполнения индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. При отрицательном результате в комиссию по делам несовершеннолетних направляется пакет документов для признания несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.
§  Продолжается профилактическая работа с несовершеннолетним и его родителями до устранения причин неблагополучия либо до истечения срока проведения профилактической работы.



УТВЕРЖДЕНО
Постановление комиссии по делам                                                                несовершеннолетних                                                             Бобруйского горисполкома
 №  2-3  от 06.06. 2014 года



Положение
о постановке несовершеннолетних на индивидуальный учёт в рамках внутриучрежденческого контроля

           Положение о внутриучрежденческом профилактическом контроле разработано в соответствии с  Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-3 «Об основах систе­мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2012 года № 130 «О внесении изменений в постановление Министерства Республики Беларусь от 16 февраля 2009 года», Методическими рекомендациями по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, примерным положением о постановке несовершеннолетних на индивидуальный учет в рамках внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля, утвержденным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних Могилевского облисполкома № 1-1 от 1 марта 2014 года.

Министерством образования Министерством образования.
           1. Основные положения
           Внутриучрежденческий контроль несовершеннолетних(далее ВУК) –форма индивидуального учёта и контроля, которая ведётся исключительно в рамках учреждения образования  с целью:
           раннего выявления обучающихся, внешние показатели поведения или условия жизни которых могут привести к возникновению у них асоциального поведения или попаданию их в социально опасное положение;
           осуществления контроля за положением обучающихся в семье после снятия с учета детей, находящихся в социально опасном положении, либо после их возвращения в семьи в случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе  в лишении родительских прав родителей (единственного родителя).

           2. Постановка на ВУК
           Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися является решение совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о постановке на внутриучрежденческий контроль в соответствии со следующими документами:
       сообщения местных исполнительных и распорядительных органов о противоправных действиях несовершеннолетнего;
       сообщения правоохранительных органов, иных государственных организаций;
       докладные записки педагогических и иных работников (в том числе лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования) председателю совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений (далее – совет профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки обучающегося на ВУК с приложением акта обследования жилищно-бытовых условий обучающегося и характеристики.
До постановки на ВУК руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности постановки на данный вид учёта, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования.
Решением совета профилактики обучающийся ставится на ВУК с указанием сроков постановки, разработкой и реализацией плана индивидуальной профилактической работы с ним и сроков контроля за выполнением плана.
Решение о постановке обучающегося на ВУК оформляется приказом руководителя учреждения образования, в котором должны содержаться сведения об обучающемся, о причине постановки на контроль, назначение ответственного лица за реализацией комплекса воспитательно-профилактических мер в отношении несовершеннолетнего.
Приказ руководителя учреждения образования о постановке на ВУК объявляется обучающемуся под роспись в течение трёх календарных дней. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования.

3. Критерии постановки на ВУК:
1.         систематические опоздания или неявка без уважительных причин обучающихся на учебные занятия;
2.         нарушение дисциплины обучающимися в ходе образовательного процесса;
3.         неисполнение без уважительных причин обучающимися законных требований педагогического работника;
4.         несоблюдение в период прохождения практики режима рабочего времени, определённого правилами внутреннего распорядка соответствующей организации;
5.         оскорбление обучающимися участников образовательного процесса;
6.         распространение информации, наносящей вред здоровью обучающимся;
7.         порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования обучающимися;
8.         распитие алкогольных напитков, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ обучающимися в здании и на иной территории учреждения образования, либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения(при выявлении случаев, не предусмотренных административной ответственностью);
9.         курение табачных изделий обучающимися в зданиях и иной территории учреждения образования (при выявлении случаев, не предусмотренных административной ответственностью);
10. участие обучающихся в деятельности деструктивных сообществ, которые оказывают негативное влияние на психическое состояние несовершеннолетнего;
11. иные противоправные действия обучающихся;
12. признаки семейного неблагополучия, которые могут привести к попаданию несовершеннолетних в социально опасное положение;
13.  снятие с учета детей, находящихся  в социально опасном положении, либо возвращение в семью в случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе  в лишении родительских прав родителей (единственного родителя).
           4. Проведение индивидуальной профилактической работы
           Индивидуальная профилактическая работа в отношении обучающегося проводится в течение срока, необходимого для оказания социально-педагогической и иной помощи несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки несовершеннолетних на внутриучрежденческий контроль или до устранения причин и условий, повлекших постановку на данный вид контроля.
Учёт и контроль ведётся работниками социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
           Воспитательно-профилактическая работа с обучающимся и его семьей осуществляется  классным руководителем и специалистами СППС по индивидуальному плану (приложение 1). Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимся отражаются в листе учета профилактической работы с несовершеннолетним (приложение 2).
           Снятие обучающегося с внутриучрежденческого контроля происходит по решению совета профилактики при наличии стабильных положительных тенденций в учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими, отсутствии признаков семейного неблагополучия.

           5. Формирование личного дела обучающегося, состоящего на ВУК:
       выписка из решения совета профилактики с обоснованием постановки на учёт;
       акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
       характеристика обучающегося;
       индивидуальный план профилактической работы с несовершеннолетним;
       отчётная документация о проделанной работе: выводы и заключение с динамикой о проделанной работе;
       выписки из протоколов заседаний советов профилактики (о продлении, снятии с учёта);
       листы учета профилактической работы;
       иные материалы, в том числе внеурочная занятость, занятость в период каникул; временная занятость (трудовая) и др.







Приложение 1

Индивидуальный план
 профилактической работы с несовершеннолетним,
состоящим на внутриучрежденческом контроле

_______________________________________________________________
Ф.И.О.

Дата и основание постановки на ВУК _______________________________

Критерии постановки на ВУК ______________________________________
________________________________________________________________

Профилактические мероприятия
Срок выполнения
Примечание

























Педагог социальный _____________________________________________
Педагог-психолог ________________________________________________
Классный руководитель ___________________________________________

Приложение 2


Лист учета
 профилактических мероприятий с несовершеннолетним,
состоящим на внутриучрежденческом контроле


Дата
проведения
Профилактические мероприятия
Примечание




































































Педагог социальный______________________________________________
Педагог – психолог_______________________________________________
Классный руководитель ______________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий