Памятка классному
руководителю
по выявлению и
учету несовершеннолетних,
находящихся в
социально опасном положении.
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, на основании:
изучения
условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
анализа
участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
анализа
обращений близких родственников, соседей, других граждан;
учета
посещения несовершеннолетними учреждений образования;
учета детей,
подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
выявления
несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
учета и
анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
контроля за семьями, установившими
опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Показатели
неблагополучия семьи
1.
Социально-экономические:
длительная безработица одного
(обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест
трудоустройства;
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
расходование
имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка,
пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
отсутствие
элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
необеспеченность
ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
задолженность
(более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и
коммунальным платежам;
частое
обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании
материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
антисанитария
жилища, пренебрежение минимальными
санитарно-гигиеническими нормами;
отсутствие
в квартире (доме) электричества, отопления;
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет
в наркологический или психоневрологический диспансер;
неухоженность и неопрятность
детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
несоблюдение
родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие
активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование
прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской
помощи;
противоречивые, путаные объяснения родителей
относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в
произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
родители
имеют статус лиц без определенного места жительства;
устойчивое неправильное репродуктивное поведение
семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или
отказом от ребенка);
выраженная конфликтная ситуация в семье при
разводе родителей;
родители или один из них посещает деструктивную
секту;
родители или один из них ранее
лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
полное
равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
непосещение
родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок,
несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое
применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
насилие
и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и
нуждами;
устойчивое
уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их
рекомендаций;
повторяющиеся или затяжные
конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
постановка
родителей на учет в органах внутренних дел;
нарушение
родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и
притонов;
аморальный и паразитический образ жизни
родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и
антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам,
немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией,
попрошайничеством, азартными играми);
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям,
престарелым родителям) и вне семьи;
наличие судимых членов семьи, приверженных к
субкультуре преступного мира;
попытки покончить жизнь самоубийством одним из
членов семьи;
оставление
ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или
беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании
ребенком без уважительных причин, посещение
деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной
или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение
правонарушений и преступлений, совершение
ребенком суицидальных попыток.
Критерии и показатели социально опасного
положения несовершеннолетних
Критерии социально опасного положения
несовершеннолетнего
|
Показатели социально опасного положения
несовершеннолетнего
|
1.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где
родители (другие закон-ные представители) не исполняют или ненадлежащим
образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию
ребенка
|
Уклонение родителей от
выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают
ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития (не
заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом
развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и
самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от
уплаты алиментов и др.)
Факты оставления ребенка
без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома
|
2.Несовершеннолетний
воспитывается в семье, где родители (другие законные представители)
злоупотребляют родительскими правами
|
Склонение ребенка к
попрошайничеству, занятию проституцией
Вовлечение ребенка в
преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование
родителями имущества, принадлежащего ребенку
Гипоопека
Запрещение ребенку
посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку
антипедагогических мер воздействия
|
3.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где
родители (другие закон-ные представители) отрицательно влияют на его
поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
|
Приобщение ребенка к
спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических,
психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Родители ведут
аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический
алкоголизм, наркомания, проституция, и
др.
|
4. Жестокое обращение с
несовершеннолетним
|
Физическое насилие –
преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или
лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые
могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие
медицинской помощи, нарушения физического или психического здоровья, или
ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб
физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или
развращение
Психическое
(эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое
психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка
патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое
неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы,
проявляющееся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная
физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных
требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное
грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму
Моральная жестокость
(пренебрежение основными нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей
или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего
нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья
или развития (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения ребенка; отсутствие
внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений,
вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений);
недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или
неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий,
стихийных потрясений
|
5.Несовершеннолетний,
совершаю-щий антиобщественные действия (несовершеннолетний
правонарушитель)
|
Рост нарушений
дисциплины, увеличение пропуска занятий, укрепление асоциальных связей,
бродяжничество
Несовершеннолетний
уклоняется от учебы, работы
Несовершеннолетний
состоит на учете в ИДН
Несовершеннолетний член
экстремистской группировки, деструктивной секты
|
6. Несовершеннолетний, оказавшийся
в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
|
Проживание
несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, развода
Проживание
несовершеннолетнего в семье с наличием стрессовых факторов: безработица,
тунеядство, финансовые проблемы, чрезмерная занятость родителей, невыносимая
нравственная атмосфера (кто-то в семье тяжело болеет, кто-то из родителей
лишен родительских прав и др.), низкий уровень образования и профессиональной
квалификации родителей
Социальная изоляция
несовершеннолетнего, негативное влияние культурных или религиозных факторов
Несовершеннолетний,
помещенный в детский социальный приют
Жестокое обращение со
стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние
сверстников, взрослых
Жертва торговли людьми –
несовершеннолетний, в отношении которого совершались деяния, влекущие
ответственность по ст.181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо другие
деяния, направленные на его использование с целью сексуальной или иной
эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями Уголовного
кодекса (статьи 171, 171-1, 182, 187).
Несовершеннолетний из
семьи беженцев
Несовершеннолетний,
пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний,
ведущий нездоровый образ жизни
«Уличный ребенок» –
несовершеннолетний окончательно не потративший связь с семьей, но
предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания
|
Основные
нормативные правовые документы
по
раннему выявлению семейного неблагополучия
§ Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
§ Кодекс Республики Беларусь об административных
правонарушениях;
§ Закон РБ «О правах ребенка»;
§ Кодекс Республики Беларусь РБ «Об образовании»;
§ Закон РБ от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах системы
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
§ Инструктивно-методическое письмо Министерства
образования РБ от 17.11.2005 г. № 21-12/346 «О некоторых вопросах деятельности
по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении»;
§ Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О
дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
§ Декрет Президента РБ от 05.05.2009 г. № 5 «О внесении
дополнений и изменений в Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г . № 18 «О дополнительных
мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
§ Постановление Совета Министров РБ от 26.12.2006 г. №
1728 «Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной
защите»;
§ Постановление Министерства образования РБ 14.07.2009
г. № 48 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства
образования РБ 28.07.2004 г. № 47 «Инструкция о порядке выявления
несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»;
§ Приказ Министерства образования РБ от 08.05.2007 г. №
270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном
положении и нуждающимися в государственной защите»;
§ Приказ Министерства образования Республики Беларусь от
25.04.2011 № 336 «Программа воспитания и защиты прав и законных интересов
детей, находящихся в социально опасном положении»;
§ Методические рекомендации по организации работы по
выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в
государственной защите от 22.12.2008 г. № 12-02-05/1645;
§ Методические рекомендации по организации
воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения
образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
от 11.11.2009 г.
§ Приказ отдела образования Бобруйского горисполкома №
377 от 10.09.2009 г. «О взаимодействии и распределении функций
социально-педагогических и психологических служб общеобразовательных учреждений
и социально-педагогических центров отделов образования администраций районов».
Алгоритм
действий
по раннему выявлению и признанию несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном положении
§ Посещение по
месту жительства семей учащихся класса классным руководителем с целью обследования
условий жизни и воспитания (1 раз в полугодие: до 15 сентября и до 20 февраля).
§ Заполнение
социально-педагогической характеристики класса с указанием категории семьи (до
20 сентября). Внесение изменений дополнений 1 раз в четверть.
§ При поступлении
информации о неблагополучии в семье (см. памятку: показатели неблагополучия в семье) классным руководителем
уточняются полученные сведения, проводятся мероприятия, направленные на
устранение показателей неблагополучия. Информируется администрация школы,
специалисты СППС.
§ При отсутствии
положительных результатов делается запрос в СППС школы.
§ Если несовершеннолетний остался без попечения
родителей, классные руководители ставят в известность администрацию школы
незамедлительно!
§ При поступлении информации
о неблагополучии в семье (см.памятку: критерии
и показатели социально опасного положения в совокупности) специалистами
СППС совместно с классным руководителем проводится комиссионное обследование
условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
§ При получении
информации о фактах насилия в семье специалистами СППС совместно с классным
руководителем проводится социальное расследование (при необходимости).
§ При наличии
критериев и показателей социально опасного положения вопрос о признании
несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, рассматривается
на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
§ В течение недели
информация о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном
положении, направляется в отдел образования и комиссию по делам
несовершеннолетних для внесения в банк данных.
§ В течение недели
специалистами СППС совместно с классным руководителем разрабатывается
индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в
социально опасном положении, в соответствии с которым работа с
несовершеннолетним и его родителями проводится в установленные
законодательством сроки.
§ Не позднее 3-х
месяцев со дня признания учащегося находящимся в социально опасном положении
проводится анализ (психолого-педагогический консилиум) с целью оценки
эффективности выполнения индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. В
случае необходимости вносятся коррективы в работу.
§ Продолжается
реализация индивидуального плана помощи несовершеннолетнему с учетом внесенных
корректив.
§ По истечении
последующих 3-х месяцев специалистами СППС совместно с классным руководителем
на заседании совета профилактики проводится анализ результативности работы и
эффективности выполнения индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. При
отрицательном результате в комиссию по делам несовершеннолетних направляется
пакет документов для признания несовершеннолетнего, признанного находящимся в
социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.
§ Продолжается
профилактическая работа с несовершеннолетним и его родителями до устранения
причин неблагополучия либо до истечения срока проведения профилактической
работы.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
комиссии по делам
несовершеннолетних
Бобруйского горисполкома
№ 2-3
от 06.06. 2014 года
|
Положение
о постановке
несовершеннолетних на индивидуальный учёт в рамках внутриучрежденческого
контроля
Положение
о внутриучрежденческом профилактическом контроле разработано в соответствии
с Кодексом Республики Беларусь об
образовании от 13 января 2011 года, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003
года № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Положением о совете учреждения образования по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденным постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2012 года № 130 «О внесении
изменений в постановление Министерства Республики Беларусь от 16 февраля 2009
года», Методическими рекомендациями по организации воспитательно-профилактической
работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденными Министерством
образования Республики Беларусь, примерным положением о постановке
несовершеннолетних на индивидуальный учет в рамках внутришкольного
(внутриучрежденческого) контроля, утвержденным постановлением комиссии по делам
несовершеннолетних Могилевского облисполкома № 1-1 от 1 марта 2014 года.
1. Основные
положения
Внутриучрежденческий
контроль несовершеннолетних(далее ВУК) –форма индивидуального учёта и контроля,
которая ведётся исключительно в рамках учреждения образования с целью:
раннего
выявления обучающихся, внешние показатели поведения или условия жизни которых
могут привести к возникновению у них асоциального поведения или попаданию их в
социально опасное положение;
осуществления
контроля за положением обучающихся в семье после снятия с учета детей, находящихся
в социально опасном положении, либо после их возвращения в семьи в случае
принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка
родителям либо судом об отказе в лишении
родительских прав родителей (единственного родителя).
2. Постановка на ВУК
Основанием
для проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися является решение
совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних о постановке на внутриучрежденческий контроль в соответствии
со следующими документами:
−
сообщения
местных исполнительных и распорядительных органов о противоправных действиях
несовершеннолетнего;
−
сообщения
правоохранительных органов, иных государственных организаций;
−
докладные
записки педагогических и иных работников (в том числе лиц, осуществляющих
охрану помещений учреждения образования) председателю совета учреждения
образования по профилактике безнадзорности и правонарушений (далее – совет
профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки
обучающегося на ВУК с приложением акта обследования жилищно-бытовых условий
обучающегося и характеристики.
До постановки на
ВУК руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных
представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности постановки на
данный вид учёта, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме,
которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При
отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается
тремя лицами из числа работников учреждения образования.
Решение о
постановке на ВУК обучающегося принимается на основании
материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного
проступка.
Решением совета
профилактики обучающийся ставится на ВУК с указанием сроков постановки,
разработкой и реализацией плана индивидуальной профилактической работы с
ним и сроков контроля за выполнением плана.
Решение о
постановке обучающегося на ВУК оформляется приказом руководителя учреждения
образования, в котором должны содержаться сведения об обучающемся, о причине
постановки на контроль, назначение ответственного лица за реализацией комплекса
воспитательно-профилактических мер в отношении несовершеннолетнего.
Приказ
руководителя учреждения образования о постановке на ВУК объявляется
обучающемуся под роспись в течение трёх календарных дней. Отказ обучающегося от
ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами
из числа работников учреждения образования.
3. Критерии
постановки на ВУК:
1.
систематические опоздания или неявка без
уважительных причин обучающихся на учебные занятия;
2.
нарушение дисциплины обучающимися в ходе
образовательного процесса;
3.
неисполнение без уважительных причин обучающимися
законных требований педагогического работника;
4.
несоблюдение в период прохождения практики
режима рабочего времени, определённого правилами внутреннего распорядка
соответствующей организации;
5.
оскорбление обучающимися участников
образовательного процесса;
6.
распространение информации, наносящей вред
здоровью обучающимся;
7.
порча зданий, сооружений, оборудования или
иного имущества учреждения образования обучающимися;
8.
распитие алкогольных напитков, употребление
наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих
веществ обучающимися в здании и на иной территории учреждения образования, либо
появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения(при выявлении случаев, не предусмотренных
административной ответственностью);
9.
курение табачных изделий обучающимися в
зданиях и иной территории учреждения образования
(при выявлении случаев, не предусмотренных административной ответственностью);
10. участие обучающихся
в деятельности деструктивных сообществ, которые оказывают негативное влияние на
психическое состояние несовершеннолетнего;
11. иные противоправные действия обучающихся;
12. признаки
семейного неблагополучия, которые могут привести к попаданию
несовершеннолетних в социально опасное положение;
13. снятие с учета детей, находящихся в социально опасном положении, либо
возвращение в семью в случае принятия решения комиссией по делам
несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе в лишении родительских прав родителей
(единственного родителя).
4. Проведение индивидуальной
профилактической работы
Индивидуальная
профилактическая работа в отношении обучающегося проводится в течение срока,
необходимого для оказания социально-педагогической и иной помощи
несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки
несовершеннолетних на внутриучрежденческий контроль или до устранения причин и
условий, повлекших постановку на данный вид контроля.
Учёт и контроль
ведётся работниками социально-педагогической и психологической службы
учреждения образования.
Воспитательно-профилактическая
работа с обучающимся и его семьей осуществляется классным руководителем и специалистами СППС
по индивидуальному плану (приложение 1). Результаты проведения индивидуальной
профилактической работы с обучающимся отражаются в листе учета профилактической
работы с несовершеннолетним (приложение 2).
Снятие
обучающегося с внутриучрежденческого контроля происходит по решению совета
профилактики при наличии стабильных положительных тенденций в учебе, поведении
и взаимоотношениях с окружающими, отсутствии признаков семейного
неблагополучия.
5.
Формирование личного дела обучающегося, состоящего на ВУК:
−
выписка
из решения совета профилактики с обоснованием постановки на учёт;
−
акты
обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
−
характеристика
обучающегося;
−
индивидуальный
план профилактической работы с несовершеннолетним;
−
отчётная
документация о проделанной работе: выводы и заключение с динамикой о
проделанной работе;
−
выписки
из протоколов заседаний советов профилактики (о продлении, снятии с учёта);
−
листы
учета профилактической работы;
−
иные
материалы, в том числе внеурочная занятость, занятость в период каникул;
временная занятость (трудовая) и др.
Приложение 1
Индивидуальный
план
профилактической работы с несовершеннолетним,
состоящим
на внутриучрежденческом контроле
_______________________________________________________________
Ф.И.О.
Дата и
основание постановки на ВУК _______________________________
Критерии
постановки на ВУК ______________________________________
________________________________________________________________
Профилактические
мероприятия
|
Срок
выполнения
|
Примечание
|
Педагог социальный
_____________________________________________
Педагог-психолог
________________________________________________
Классный руководитель
___________________________________________
Приложение 2
Лист учета
профилактических мероприятий с
несовершеннолетним,
состоящим на внутриучрежденческом контроле
Дата
проведения
|
Профилактические
мероприятия
|
Примечание
|
Педагог социальный______________________________________________
Педагог –
психолог_______________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий